Постоянное Представительство

Республики Узбекистан при уставных и других

органах Содружества Независимых Государств

г. Минск, ул. Кирова, 17, +375 (17) 327-15-71

О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15 сентября 2016

О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Закон Республики Узбекистан

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 1, ст. 34; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 3, ст. 38; 1999г., № 9, ст. 206; 2000г., № 5-6, ст. 153; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004г., № 51, ст. 514; 2008г., № 52, ст. 510; 2015г., № 52, ст. 645; Ведомости палат Олий Мажлиса, 2011г., №12/1, ст. 344)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Выборы Президента Республики Узбекистан

Выборы Президента Республики Узбекистан осуществляются гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент Республики Узбекистан избирается сроком на пять лет.

Статья 2. Избирательное право граждан

В выборах Президента Республики Узбекистан имеют право участвовать граждане Республики Узбекистан с 18-летнего возраста.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Узбекистан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

Не участвуют в выборах Президента Республики Узбекистан граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Принципы проведения выборов Президента Республики Узбекистан

Граждане Республики Узбекистан участвуют в предвыборной кампании и в голосовании по выборам Президента Республики Узбекистан добровольно.

Голосование по выборам Президента Республики Узбекистан является тайным и осуществляется гражданами непосредственно. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет один голос.

Статья 4. Проведение выборов избирательными комиссиями

Проведение выборов Президента Республики Узбекистан обеспечивают Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, окружные и участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия образуется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».

Члены окружных избирательных комиссий утверждаются Центральной избирательной комиссией по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.

Члены участковых избирательных комиссий утверждаются соответствующими окружными избирательными комиссиями по рекомендации районных, городских Кенгашей народных депутатов.

Статья 5. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Республики Узбекистан

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, об итогах голосования и выборов.

Средства массовой информации Республики Узбекистан освещают ход подготовки и проведения выборов.

На всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, представители печати, телевидения и радио, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.

Заинтересованные организации заявляют о своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии не менее чем за пятнадцать дней до выборов.

Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации выдает для наблюдателя мандат, образец которого устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан. Наблюдателям от других государств, международных организаций и движений мандаты выдаются Центральной избирательной комиссией.

Наблюдатели имеют право:

присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий;

присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней;

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии;

запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов;

сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения настоящего Закона.

Наблюдателям запрещается:

находиться в кабине для голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене;

оказывать влияние на избирателей, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;

спрашивать у избирателей за кого они проголосовали или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметок в бюллетень;

вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных ящиков, их вскрытии, подсчете голосов.

 

Статья 6. Финансирование выборов Президента Республики Узбекистан

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в Президенты Республики Узбекистан за счет других средств запрещается.

Политические партии, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией для их использования в ходе избирательной кампании.

Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Президента Республики Узбекистан

Лица, нарушающие предусмотренные настоящим Законом правила и порядок проведения выборов, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Республики Узбекистан права избирать и быть избранным Президентом Республики Узбекистан, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения Закона, несут установленную законом ответственность. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения, порочащие честь и достоинство кандидата, допустившие оскорбительное отношение к членам избирательных комиссий.

В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»).

Глава II. Объявление начала избирательной кампании и образование избирательных комиссий

 

Статья 8. Объявление начала избирательной кампании

Начало избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан объявляется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Президента Республики Узбекистан.

Статья 9. Образование избирательных округов

Избирательные округа по выборам Президента Республики Узбекистан образуются Центральной избирательной комиссией в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Списки избирательных округов с указанием численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят пять дней до выборов Президента Республики Узбекистан.

Статья 10. Образование избирательных участков

Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей.

Избирательные участки могут быть образованы при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей. Эти избирательные участки входят в избирательные округа по месту их нахождения. Вопрос о приписке к избирательному округу избирательных участков, образуемых за пределами Узбекистана, решается Центральной избирательной комиссией.

Статья 11. Порядок и норма образования избирательных участков

Избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению хокимиятов районов, городов. В воинских частях избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению командиров частей или войсковых соединений. При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

Избирательные участки образуются не менее чем за шестьдесят дней до выборов. В воинских частях, при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее, чем за пять дней до выборов.

Избирательные участки образуются, как правило, с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Помещение для организации голосования каждому избирательному участку выделяет хокимият района, города.

Окружная избирательная комиссия организует оповещение избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

Статья 12. Избирательные комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан

Организация и проведение выборов Президента Республики Узбекистан осуществляются следующими избирательными комиссиями:

1) Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан;

2) окружными избирательными комиссиями по выборам Президента Республики Узбекистан;

3) участковыми избирательными комиссиями по выборам Президента Республики Узбекистан.

Статья 13. Образование Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан

Порядок образования Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан определяется Законом Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».

Статья 14. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан

Заседания Центральной избирательной комиссии правомочны, если на них присутствует не менее двух третей фактического состава комиссии на день заседания.

Центральная избирательная комиссия:

1) осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение, в пределах своих полномочий издает инструкции и дает разъяснения по вопросам организации выборов;

2) направляет деятельность избирательных комиссий; отменяет решения окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан в случаях, если эти решения противоречат настоящему Закону; определяет порядок внесения изменений в состав избирательных комиссий;

3) образует избирательные округа, присваивает им наименования и номера;

4) решает вопросы о приписке к избирательному округу избирательных участков, образуемых за пределами Республики Узбекистан;

41) принимает соответствующие документы от политических партий, выдвигающих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

5) обеспечивает равные условия для участия в избирательной кампании кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

6) определяет порядок участия в избирательной кампании средств массовой информации и их использования в соответствии с настоящим Законом;

7) распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

8) устанавливает формы избирательных бюллетеней и листов по выборам Президента Республики Узбекистан, списка избирателей, протоколов избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов;

9) заслушивает сообщения представителей государственных органов, политических партий, и других общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

10) регистрирует кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, подводит итоги выборов в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах выборов;

101) вручает избранному лицу удостоверение об избрании Президентом Республики Узбекистан, образец которого устанавливается законодательством;

11) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и выносит по ним окончательные решения;

12) передает органам прокуратуры материалы о нарушениях Закона о выборах Президента Республики Узбекистан, которые влекут за собой уголовную ответственность;

13) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законами Республики Узбекистан.

Статья 15. Образование окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан

Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6–8 членов комиссии. Персональный состав окружной избирательной комиссии утверждается постановлением Центральной избирательной комиссии.

Статья 16. Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет на всей территории округа контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;

2) образовывает избирательные участки, устанавливает их нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адреса, координирует деятельность участковых избирательных комиссий;

3) обеспечивает равные условия для участия в избирательной кампании кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

4) заслушивает сообщения представителей политических партий, руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории округа, по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

5) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;

6) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

7) подводит итоги выборов по округу и представляет данные Центральной избирательной комиссии;

8) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 17. Образование участковых избирательных комиссий

Участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе 5–19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Если комиссия образуется в составе до 7 человек, то избираются председатель и секретарь. Персональный состав участковой избирательной комиссии утверждается решением окружной избирательной комиссии.

В необходимых случаях численный состав участковой избирательной комиссии может быть увеличен или уменьшен.

При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах функции председателя участковой избирательной комиссии осуществляют их руководители.

Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет список избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) принимает от избирателей, не имеющих возможность в день выборов находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании, избирательные конверты;

4) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;

6) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 181. Членство в окружных и участковых избирательных комиссиях

Кандидатуры в члены окружной избирательной комиссии обсуждаются на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в Центральной избирательной комиссии. Кандидатуры в члены участковой избирательной комиссии обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в соответствующей окружной избирательной комиссии. Члены окружной и участковой избирательной комиссий утверждаются из числа авторитетных представителей общественности.

Статья 19. Организация работы избирательных комиссий

Заседания избирательных комиссий являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.

Член избирательной комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Член избирательной комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

Право лишения члена избирательной комиссии полномочий принадлежит органу, образовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего Закона или систематическом невыполнении своих обязанностей.

В случае необходимости новый член избирательной комиссии утверждается в порядке, установленном настоящим Законом.

Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены избирательных комиссий не могут быть членами политических партий. Кандидаты в Президенты Республики Узбекистан, их доверенные лица не могут быть членами избирательных комиссий.

Одно и то же лицо может быть членом только одной избирательной комиссии.

Окружные и участковые избирательные комиссии прекращают свою деятельность после подведения итогов выборов Президента Республики Узбекистан.

Статья 20. Содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий

Государственные и общественные органы, органы политических партий, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

Избирательная комиссия имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные и общественные органы, органы политических партий, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать избирательной комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Статья 21. Порядок включения граждан в список избирателей

В список избирателей включаются все граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню или в день выборов восемнадцати лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.

Статья 22. Список избирателей и порядок его составления

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности.

Хокимияты районов и городов обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списка избирателей.

Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Список избирателей по избирательным участкам, образованным при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляется на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

Статья 23. Ознакомление граждан со списками избирателей и право на обжалование неточностей в списке избирателей

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей, – за два дня до выборов. Участковая избирательная комиссия оповещает избирателей о месте и времени ознакомления со списком.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявления по этому вопросу рассматриваются участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в течение двадцати четырех часов, а накануне и в день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его требования. Решение комиссии может быть обжаловано в районный (городской) суд не позднее чем за три дня до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в течение двадцати четырех часов. Решение районного (городского) суда является окончательным. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией.

ГЛАВА III. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ИХ РЕГИСТРАЦИЯ И

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ

Статья 24. Право на выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан

Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии.

Политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании.

Статья 241. Документы, представляемые политическими партиями для участия в выборах Президента Республики Узбекистан

Для участия в выборах Президента Республики Узбекистан политическая партия должна не менее чем за семьдесят дней до выборов представить в Центральную избирательную комиссию: заявление об участии в выборах, подписанное руководителем партии; справку Министерства юстиции, содержащую сведения о регистрации политической партии; сведения о будущем кандидате в Президенты Республики Узбекистан.

По представлению документов, указанных в части первой настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю политической партии датированную справку. На основании представленных документов Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок принимает окончательное решение о допущении партии к участию в выборах и выдает уполномоченному представителю политической партии регистрационное удостоверение и бланки подписных листов установленного образца. Список партий, участвующий в выборах, в порядке очередности поступления заявлений публикуется в центральной печати.

Статья 242. Порядок выдвижения кандидатов в Президенты Республики Узбекистан

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан осуществляется высшими органами политических партий.

Высший орган политической партии может выдвинуть одного кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Политическая партия правомочна выдвинуть кандидата в Президенты Республики Узбекистан только из числа членов своей партии или беспартийного. О выдвижении кандидата в Президенты Республики Узбекистан составляется протокол.

Руководитель политической партии обращается с заявлением в Центральную избирательную комиссию с просьбой о регистрации кандидата в Президенты Республики Узбекистан. К заявлению прилагаются:

решение высшего органа политической партии о выдвижении кандидата в Президенты Республики Узбекистан;

протокол заседания высшего органа политической партии о выдвижении кандидата в Президенты Республики Узбекистан, в котором указывается фамилия, имя, отчество кандидата в Президенты Республики Узбекистан, дата рождения, профессия, должность (род занятий), место работы и жительства, партийность;

заявление кандидата в Президенты Республики Узбекистан о согласии баллотироваться;

подписные листы в поддержку выдвинутого кандидата в Президенты Республики Узбекистан. Подписные листы, представленные политической партией, должны содержать подписи не менее одного процента от общего числа всех избирателей Республики Узбекистан, представляющих не менее 8 административно-территориальных образований. В одном административно-территориальном образовании (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент) политическая партия может собрать не более восьми процентов подписей от их общего числа.

Политическая партия вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата в Президенты Республики Узбекистан только после получения уполномоченным представителем партии регистрационного удостоверения. Подписи, собранные до этой даты, не зачитываются.

Избиратели вправе ставить подпись один раз в поддержку только одного кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи.

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта, а также руководителем районной, городской структуры соответствующей политической партии.

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законодательными актами. Любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи, влекут установленную законом ответственность.

После окончания сбора подписей уполномоченный представитель политической партии передает в Центральную избирательную комиссию подписные листы, сброшюрованные в отдельности по Республике Каракалпакстан, каждой области и городу Ташкенту.

Лицу, представившему документы, Центральная избирательная комиссия выдает справку, в которой указывается дата и время принятия документов.

Центральная избирательная комиссия в семидневный срок проверяет и дает заключение о соответствии представленных документов требованиям настоящего Закона.

В случае фальсификации подписей в подписных листах Центральная избирательная комиссия отказывает политической партии в приеме документов для регистрации выдвинутого ею кандидата.

О выявленных несоответствиях и отклонениях от требований настоящего Закона в представленных к регистрации документах Центральная избирательная комиссия в установленном порядке сообщает руководителям соответствующих политических партий.

Прием документов для регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан Центральная избирательная комиссия прекращает за семь дней до окончания срока регистрации.

Статья 25. Регистрация кандидатов в Президенты Республики Узбекистан

Кандидаты в Президенты Республики Узбекистан регистрируются Центральной избирательной комиссией на основании документов, перечень которых установлен в статье 242 настоящего Закона.

Лицу, зарегистрированному кандидатом в Президенты Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом, выдается регистрационное удостоверение.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Узбекистан заканчивается за тридцать пять дней до выборов.

Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок после регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан публикует сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности, места работы и жительства, а также политической партии, выдвинувшей кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Не подлежат регистрации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан:

граждане, ранее судимые за умышленные преступления;

граждане, преследуемые законом в связи с возбуждением в отношении них уголовного дела;

профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Статья 26. Лишение статуса кандидата в Президенты Республики Узбекистан. Снятие кандидатом в Президенты Республики Узбекистан своей кандидатуры

Политическая партия имеет право не позднее, чем за семь дней до выборов отменить свое решение о выдвижении того или иного лица кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, которое может быть лишено статуса кандидата в Президенты Республики Узбекистан Центральной избирательной комиссией. Политическая партия до истечения срока выдвижения кандидатов в Президенты Республики Узбекистан может внести в Центральную избирательную комиссию предложение о регистрации новой кандидатуры.

Зарегистрированный кандидат в Президенты Республики Узбекистан может быть лишен своего статуса Центральной избирательной комиссией и в случае прекращения деятельности политической партии, выдвинувшей кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан может не позднее чем за семь дней до дня выборов снять свою кандидатуру. Для этого он обращается с заявлением в Центральную избирательную комиссию.

Статья 27. Избирательный бюллетень

Форма и текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Республики Узбекистан утверждаются Центральной избирательной комиссией.

В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке кандидаты в Президенты Республики Узбекистан с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий) и места работы.

В избирательном бюллетене должно содержаться разъяснение о порядке его заполнения.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии на государственном языке не позднее, чем за двадцать дней до выборов. По решению окружной избирательной комиссии избирательные бюллетени могут печататься и на языках, которыми пользуется большинство населения избирательного округа.

Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от окружных избирательных комиссий не позднее трех дней до выборов. Количество выданных и полученных избирательных бюллетеней председатель либо заместитель председателя или секретарь соответствующих окружной и участковой избирательных комиссий подтверждают своей подписью.

Число избирательных бюллетеней, получаемых участковой избирательной комиссией, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные комиссией избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются.

ГЛАВА IV. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. ГАРАНТИИ ПРАВ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. ДОВЕРЕННЫЕ ЛИЦА КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 28. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан Центральной избирательной комиссией. Предвыборная агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств.

Статья 281. Виды, формы и методы проведения предвыборной агитации

Предвыборная агитация проводится в виде:

распространения информации о программе и (или) предвыборной платформе кандидата в Президенты Республики Узбекистан с призывом голосовать за кандидата;

распространения информации о кандидате в Президенты Республики Узбекистан с призывом голосовать за него.

Предвыборная агитация может проводиться в форме публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, собраний избирателей, размещения роликов о кандидате в Президенты Республики Узбекистан.

Предвыборная агитация осуществляется:

через средства массовой информации, в том числе телевидение, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая всемирную информационную сеть Интернет);

посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы);

посредством проведения встреч с избирателями.

Кандидаты в Президенты Республики Узбекистан, политические партии могут использовать и другие виды, формы и методы проведения предвыборной агитации, не запрещенные законодательством.

Статья 282. Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации

При проведении предвыборной агитации кандидатам в Президенты Республики Узбекистан обеспечиваются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления им одинакового по объему эфирного времени и печатной площади.

В государственных средствах массовой информации кандидатам в Президенты Республики Узбекистан может выделяться эфирное время или печатная площадь также на платной основе.

В негосударственных средствах массовой информации кандидатам в Президенты Республики Узбекистан может выделяться эфирное время или печатная площадь в соответствии с законодательством.

Условия оплаты за эфирное время, печатную площадь, определяемые средствами массовой информации, участвующими в избирательной кампании, и другие требования должны быть равными и одинаковыми для всех кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

Информация, распространяемая в средствах массовой информации, должна соответствовать действительности, не нарушать права и законные интересы кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, политических партий. Запрещается распространение недостоверных сведений, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

Порядок, объем и время использования средств массовой информации в целях предвыборной агитации определяются Центральной избирательной комиссией по согласованию с политическими партиями.

Статья 283. Проведение предвыборной агитации посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов

Кандидатам в Президенты Республики Узбекистан предоставляются равные условия для беспрепятственного выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных материалов, фонограмм, электронных версий печатной продукции и других агитационных материалов. Агитационные материалы должны изготавливаться на территории Республики Узбекистан.

Печатные, наглядные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы должны содержать:

наименование, местонахождение (почтовый адрес) и иные сведения о юридическом лице (фамилию, имя и отчество физического лица), изготовившем агитационные материалы;

наименование юридического лица (фамилию, имя и отчество физического лица), заказавшего агитационные материалы;

информацию о тираже, дате выпуска агитационных материалов.

Материалы предвыборной агитации, ранее размещенные на зданиях, сооружениях и других местах, снимаются органами государственной власти на местах за день до выборов.

Статья 284. Проведение предвыборной агитации посредством проведения встреч с избирателями

Кандидатам в Президенты Республики Узбекистан предоставляются равные условия для предвыборной агитации посредством проведения встреч с избирателями.

Встречи с избирателями проводятся кандидатами в Президенты Республики Узбекистан самостоятельно. Место и время их проведения, как правило, согласуются с участковыми избирательными комиссиями, которые заблаговременно информируют об этом избирателей.

Органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны предоставлять бесплатно кандидатам в Президенты Республики Узбекистан оборудованные помещения для проведения встреч с избирателями, оказывать содействие в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан или его доверенные лица вправе совместно с другими кандидатами в Президенты Республики Узбекистан или их доверенными лицами проводить встречи с избирателями либо принимать участие во встречах с избирателями, организованных другими кандидатами в Президенты Республики Узбекистан.

Статья 285. Гарантии прав кандидатов в Президенты Республики Узбекистан

Все зарегистрированные кандидаты в Президенты Республики Узбекистан обладают равными правами.

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, по телевидению и радио имеет право освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах территории Республики Узбекистан.

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан. В случае дачи такого согласия Генеральный прокурор Республики Узбекистан немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию.

Не допускается привод, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения кандидата в Президенты Республики Узбекистан.

Статья 29. Доверенные лица кандидата в Президенты Республики Узбекистан

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан вправе иметь до 15 доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его Президентом Республики Узбекистан, представляют его интересы в отношениях с государственными и общественными организациями, избирательными комиссиями. Доверенные лица по представлению кандидата в Президенты Республики Узбекистан регистрируются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан, которая выдает им соответствующие удостоверения.

ГЛАВА V. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ

Статья 30. Время и место голосования

Голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов.

На избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Статья 31. Порядок голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.

В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии всех членов комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются соответствующей избирательной комиссией на основании списка избирателей избирательного участка по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. Каждый избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня против своей фамилии в списке избирателей.

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование.

Досрочное голосование начинается за десять дней до выборов и заканчивается за день до выборов. Время проведения досрочного голосования определяется окружной избирательной комиссией и доводится до сведения избирателей, наблюдателей, представителей средств массовой информации.

Для осуществления досрочного голосования избиратель на основании заявления с указанием причины отсутствия в день выборов (отпуск, командировка, выезд за границу и т. п.) получает у участковой избирательной комиссии по месту своего жительства избирательный лист. В присутствии не менее двух членов участковой избирательной комиссии избиратель расписывается в получении избирательного листа в списке избирателей.

Избирательный лист заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования.

Избиратель принимает решение и оставляет заполненный избирательный лист в закрытом конверте в участковой избирательной комиссии. В месте склеивания конверта ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые подтверждаются печатью комиссии и подписью избирателя.

Форма и порядок изготовления избирательного листа, а также сроки доставки избирательных листов на избирательные участки устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе поручает членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.

Избиратели, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность и место жительства, включаются в приложение к списку избирателей.

Статья 32. Проведение голосования

Избирательные бюллетени заполняются голосующими в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме членов избирательной комиссии, наблюдателей и доверенных лиц кандидатов.

Избиратель ставит знак-крестик (плюс) в пустом квадрате, расположенном в избирательном бюллетене справа напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует.

Заполненный бюллетень голосующий опускает в избирательный ящик.

Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке

Подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому кандидату.

По окончании голосования перед вскрытием избирательных ящиков, в присутствии всех членов участковой комиссии, в ящики опускаются закрытые конверты с избирательными листами.

Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией в присутствии всех ее членов после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются участковой избирательной комиссией и погашаются.

Участковая избирательная комиссия по основному списку избирателей и приложению к нему устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени. На основании бюллетеней и избирательных листов, находящихся в избирательных ящиках, комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число бюллетеней, листов, признанных недействительными. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени и листы, голоса не подсчитываются.

Признаются недействительными избирательные бюллетени и листы неустановленного образца, а также бюллетени и листы, в которых при голосовании знак-крестик (плюс) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня, листа вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол.

Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.

Статья 34. Установление результатов выборов по округу

На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число бюллетеней и листов, признанных недействительными.

Результаты выборов по округу устанавливаются на заседании избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в Центральную избирательную комиссию в установленном порядке.

Статья 35. Установление результатов выборов Президента Республики Узбекистан

Центральная избирательная комиссия на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий определяет: общее число избирателей по республике; число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число бюллетеней, признанных недействительными.

В случае, когда на выборах Президента Республики Узбекистан участвуют два кандидата, избранным считается тот, кто получил относительное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, когда на выборах Президента Республики Узбекистан участвует более двух кандидатов, и если ни один из них не получает более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, – проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

В случае, когда на выборах Президента Республики Узбекистан в силу различных причин (смерть кандидата, состояние здоровья кандидата, исключающее участие в выборах, или снятие его кандидатуры по другим причинам, установленным Законом, и т. п.) участвует один кандидат, избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 33 (тридцати трех) процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.

 

Статья 36. Об определении результатов выборов в Президенты Республики Узбекистан

Выборы в целом или по отдельным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной избирательной комиссией и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней со дня опубликования итогов голосования. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам в Президенты Республики Узбекистан.

В случае признания выборов по отдельным округам или участкам недействительными по решению Центральной избирательной комиссии результаты голосования по таким округам, участкам исключаются из общих результатов выборов, при условии, что без них выборы в целом могут быть признаны состоявшимися.

Сообщение об итогах выборов Президента Республики Узбекистан публикуется в печати Центральной избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок после выборов.

Статья 37. Повторное голосование

Центральная избирательная комиссия назначает день повторного голосования в пределах одного месяца со дня проведения выборов, но не ранее пятнадцати дней со дня проведения выборов. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати.

Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату.

При повторном голосовании процент участия избирателей не учитывается.

Статья 38. Повторные выборы

В случае признания выборов Президента Республики Узбекистан несостоявшимися или недействительными, а также в случае, если в выборах Президента Республики Узбекистан принимал участие один кандидат и он не набрал необходимого количества голосов, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы. Повторные выборы Президента Республики Узбекистан проводятся в том же порядке и при соблюдении тех же условий, которые установлены настоящим Законом для проведения основных выборов. При этом Центральная избирательная комиссия может принять решение о необходимости проведения выборов окружными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения основных выборов.

Повторные выборы проводятся в течение 40 дней после основных выборов.

Статья 39. Вступление в должность Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан.

Действующий Президент Республики Узбекистан исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан И.КАРИМОВ

г. Ташкент, 
18 ноября 1991 г., 
№ 414-XII